Инвестиции в Польше
Польша.ру > Бизнес в Польше > Экономика и бизнес
 
 
Реклама:  
    Польша может предложить иностранному инвестору относительно безопасный и либеральный инвестиционный климат. Инвестиции защищены от нелегальной экспроприации; местная валюта свободно обменивается на любую твердую валюту в местных банках; прибыль может быть конвертирована и репатриирована; заграничные инвесторы могут приобретать строения и земельные участки (в большинстве случаев после получения согласия Министерства Внутренних Дел).
    Правительство предлагает мало видов финансовых льгот для иностранных инвесторов, однако в некоторых местностях, где существует высокий уровень безработицы, возможно получение налоговых льгот.
 
Инвестиционный климат

    Иностранные инвестиции в основном регулируются Законом об Иностранных Инвестициях 1991 года. Закон определяет типы предприятий в которые можно инвестировать, условия репатриации прибыли и заработков иностранных специалистов, налоговые льготы для иностранных инвесторов, а также обеспечивает правовую защиту иностранных инвестиций в Польше (см. ниже).
    Закон устранил существовавшие ранее ограничения на вывоз прибыли, отменил ограничения размеров инвестиционных вложений (в частности было устранено положение о минимальном размере) и отменил большинство ранее существовавших требований согласования с различными инстанциями. Дальнейшая либерализация произошла в марте 1996 года в связи с вступлением Польши в Организацию Экономического Сотрудничества и Развития, ОЕСД.
    Согласно новому дополнению к закону 1991 года, иностранный инвестор теперь, как правило, не нуждается в разрешении на регистрацию компании или приобретение доли (акции) в действующем польским предприятии. Разрешение требуется, однако, если с польской стороны предполагается внесение в предприятие государственной собственности, как, например, в случае совместного предприятия иностранной компании и полькой фирмы, находящейся в государственной собственности. Аналогичная ситуация возникает и в случае, когда компания намеревается заниматься банковской или страховой деятельностью.
    Иностранные банки могут действовать на территории Польши с разрешения Национального Банка Польши и Министерства Финансов. Банки могут легализировать свое присутствие создавая совместное предприятие или приобретая акции существующего польского банка находящегося в процессе приватизации. 
 
Защита инвестиций
 
    Закон об Иностранных Инвестициях 1991 года гарантирует выплату компенсации иностранным инвесторам в размере их финансового участия в случае национализации или экспроприации их активов. К тому же, Польша заключила договоры о защите инвестиций с целым рядом стран, включая Францию, Германию, Нидерланды, Швецию, Великобританию и США, что может служить дополнительной гарантией для иностранных инвесторов. Страхование инвестиций возможно в Многостороннем Агентстве Гарантий Инвестиций (МИГА) при Мировом Банке. Инвесторы некоторых стран могут обеспечить страховку у себя в стране в соответствующих организациях (например, американские бизнесмены могут обратиться в ОПИК). 
 
Репатриация прибыли
 
    Иностранные инвесторы могут приобрести и перевести за границу средства в иностранной валюте в полном объеме прибыли от ликвидации или продажи компании, компенсацию, полученную за национализированное или экспроприированное имущество, а также разницу, возникающую в результате амортизации стоимости долей/акций, если устав компании предусматривает такую возможность. Иностранные служащие имеют право приобретать средства в иностранной валюте в размере их вознаграждения после налогообложения и репатриировать их без специального разрешения. 
 
Конвертируемость валюты
 
    Польская валюта - злотый - стал конвертируемой валютой 1 января 1990 года. Первоначально стоимость злотого была связана с американским долларом, позднее с набором наиболее "влиятельных" валют. В октябре 1991 года была введена ежемесячная девальвация злотого, для того, чтобы сгладить эффект внутренней инфляции (ежемесячный уровень девальвации был уменьшен до 1,0% в январе 1996 года), что отражает снижение инфляции. Несмотря на регулярные и уточняющие изменения курса методом девальвации, злотый по-прежнему сильно падает в реальном выражении относительно американского доллара и большинства европейских валют.
    Снижение инфляции и сравнительная стабильность обменного курса позволили правительству провести деноминацию злотого в соотношении 1:10 000, что было исполнено 1 января 1995 года. Деноминация сопровождалась принятием нового закона о Валютном Регулировании, который либерализовал некоторые аспекты обмена валют, что явилось очередным шагом к полной конвертируемости злотого и членству в ОЕСД (были ликвидированы многие ограничения на движение капитала).
 
Право собственности на имущество
 
    Правила приобретения собственности иностранными гражданами определены в Законе о Приобретении Недвижимости Иностранными Гражданами, который был принят в 1920 году, а дополнен в 1990 и в 1996 годах. Как правило, при покупке недвижимости (т.е. земельных участков и сооружений) иностранные граждане должны получить разрешение Министерства Внутренних Дел или, как в случае с земельными участками сельскохозяйственного назначения, Министерства Сельского Хозяйства. При рассмотрении подобных заявок от иностранных граждан, власти обычно проявляют некоторую осторожность. Для аренды или лизинга недвижимости иностранными гражданами в Польше не требуется разрешений, за исключением случаев долгосрочной аренды (от 40 до 99 лет) земельных участков, принадлежащих государству. 
    4 мая 1996 года закон был существенно переработан в соответствии с европейскими нормами, ввиду намерения Польши интегрироваться со структурами ОЕСД. Упор был сделан на уменьшение количества ограничений для иностранных граждан на пути приобретения имущества. После изменений в законодательстве иностранные граждане получили возможность приобретения собственности без разрешения Министерства Внутренних Дел в следующих случаях: 
    - при покупке жилья (квартиры, апартаментов); - при покупке недвижимости, при условии, что иностранный гражданин проживал в Польше по меньшей мере пять лет; 
    - при покупке недвижимости, если иностранный гражданин является супругом (супругой) польского гражданина, проживает на территории Польши как минимум в течение двух лет и собственность является их совместной собственностью; 
    - при покупке земельного участка площадью до 0,4 гектара в городской зоне для использования в уставных целях. Другое изменение в Законе предполагает, что иностранный гражданин, являющийся акционером предприятия, находящегося под контролем иностранного капитала и владеющего правами на недвижимость или правами на ее использование, и которое не имеет соответствующего разрешения Министерства Внутренних Дел, должен обратиться за таким разрешением в течение года с момента вхождения закона в силу. Это требование критиковалось за так называемую "обратную силу", так как оно подразумевало возникновение обязательств по поводу уже совершенных сделок, и за отсутствие определения санкций, которые должны последовать в случае, если иностранный гражданин не обратится за разрешение. 
    Закон дает определение понятия "иностранный гражданин", которое обозначает:
    а) физическое лицо, не являющееся польским гражданином;
    б) предприятие, зарегистрированное в Польше;
    в) предприятие, зарегистрированное в Польше:
        - контролируемое физическим лицом, которое не является польским гражданином 
        - контролируемое предприятием, зарегистрированным за границей. 
    Понятие контроля в этом законе определяется как владение более чем 50% всего зарегистрированного капитала.
    Разрешение не требуется для польских граждан, проживающих за границей, при вступлении в права собственности, переходящей по наследству, для совместных предприятий, доля иностранного участия в которых меньше 50%, для супружеских пар, в которых хотя бы один из супругов является польским гражданином.
    Путаница по поводу прав на собственность и возможные претензии со стороны бывших владельцев заставили некоторых заграничных инвесторов отложить, а то и вовсе отказаться от своих инвестиционных намерений. Польше еще предстоит разрешить все споры и претензии связанные с реституцией прав бывших владельцев, чья собственность была конфискована во время Второй Мировой войны и во время правления коммунистического режима. Особенно трудной задачей представляется покупка недвижимости в Варшаве, так как права собственности были ущемлены двумя послевоенными декретами. И хотя за пределами Варшавы приобрести недвижимость гораздо проще, некоторые инвесторы до сих пор встречают трудности с приобретением прав на сельскохозяйственные земли.
 
Инвестиционные льготы
 
    Индивидуальные налоговые льготы, предоставленные в рамках Закона об Иностранных Инвестициях 1991 года истекали по срокам в конце 1993 года. Вместо них для некоторых видов инвестиций была введена система ускоренной амортизации. Как правило, объемы льгот варьируются в зависимости от места расположения объекта инвестиций в Польше. В районах с высоким уровнем безработицы льгот больше. Правила, в соответствии с которыми могут быть предоставлены льготы, достаточно сложны. Например, решение о предоставлении льгот может быть отменено в случае, если предприятию будут предъявлены различные штрафы на сумму, превышающую установленный лимит штрафов в текущем году. Это означает, что предприятию приходится постоянно держаться в курсе изменений соответствующих правил, чтобы не подвергнуться опасности оказаться внезапно лишенным налоговых привилегий.
    Предприятие освобождается от уплаты пошлин на импорт товаров, представляющих вклад в уставный капитал, при условии, что собственность на эти товары не переходит на другое лицо в течение трех лет после решения об освобождении от таможенных оплат. Предприятия, созданные в соответствии с Законом об Иностранных Инвестициях 1998 года, продолжают пользоваться освобождением от уплаты таможенной пошлины на оборудование, приобретенное за границей в течение первых трех лет деятельности. В соответствии с Законом о Налоге на Добавленную Стоимость, НДС уплаченный от стоимости основных средств, ввезенных в страну и представляющих собой вклад в уставный капитал, как правило, можно компенсировать. 
 
Охрана окружающей среды

    Каждое польское правительство принимало законы, направленные на улучшение состояния окружающей среды и на приближение польских стандартов в этой области к европейским нормам. Наиболее важные из этих законов - Закон о Защите и Преобразовании Окружающей Среды. Закон об Охране Природы, Закон о Воде, Закон о Добыче Полезных Ископаемых. Некоторые законы предусматривают финансовую ответственность за ущерб, нанесенный природной среде (например, выброс в атмосферу определённых веществ сверх установленного местной администрацией норматива грозит серьезным штрафом). Однако, правила меняются достаточно быстро и не всегда применяются с надлежащим упорством и последовательностью.
    Иностранным инвесторам настоятельно рекомендуется провести исследование ситуации перед принятием окончательного решения, с целью определения возможной ответственности за нарушение нормативов в области охраны окружающей среды.

Информация предоставлена агентством OpenKontakt
   

 Рейтинг@Mail.ru