Для трудоустройства беженца из Украины достаточно уведомления - закон уже действует
Источник: www.prawo.pl
Для трудоустройства беженца, легально проживающего в Польше, достаточно уведомления районного центра занятости, направленного субъектом, поручающим работу, через ИКТ-систему praca.gov.pl в течение 14 дней с момента принятия на работу гражданина Украины - таков закон, который в субботу был окончательно принят Сеймом. Граждане Украины будут иметь право, в частности, на семейные пособия, пособие на воспитание детей и капитал на содержание семьи.
В субботу Сейм принял около десятка поправок Сената к закону "О помощи гражданам Украины". Теперь закон отправится к президенту. Закон был быстро подписан президентом и опубликован.
Работа для граждан Украины и статус безработного
Согласно закону, гражданин Украины будет иметь право работать на территории Республики Польша в течение периода пребывания в соответствии с действующим законодательством, если:
- его/ее пребывание на территории Республики Польша считается законным в соответствии со статьей 2(1) или
- является гражданином Украины, легально проживающим на территории Республики Польша
- если организация, поручающая работу гражданину Украины, в течение 14 дней со дня приема на работу гражданина Украины уведомит повятский центр занятости населения по месту нахождения или месту жительства организации о поручении работы этому гражданину.
Уведомление осуществляется через систему ИКТ - praca.gov.pl. В уведомлении организация, поручающая работу гражданину Украины, должна указать:
- информация об организации, в которой работает гражданин Украины: - название или имя (имена) и фамилия, - адрес регистрации или место жительства, - номер телефона или рабочий адрес электронной почты, - идентификационный номер NIP и REGON - в случае субъекта предпринимательской деятельности, или номер PESEL - в случае физического лица, - номер регистрации в реестре субъектов, осуществляющих деятельность агентств занятости, - в случае субъекта, поручающего работу гражданину Украины, который управляет агентством занятости, предоставляющим услуги временного трудоустройства, - символ PKD и описание осуществляемой деятельности, связанной с работой граждан Украины;
- персональные данные гражданина Украины: - имя (имена) и фамилия, - дата рождения, - пол, - гражданство, - тип, номер и серия проездного документа или другого документа, устанавливающего или позволяющего установить личность, и страна, в которой выдан документ, - номер PESEL - если присвоен;
- вид договора между организацией, предлагающей работу, и гражданином Украины;
- должность или тип выполняемой работы.
Закон вводит решение, которое позволяет получить доступ к польскому рынку труда гражданам Украины, чье пребывание в стране было признано законным. Для того чтобы воспользоваться этим решением, организация, которая поручает работу гражданину Украины, обязана в течение 14 дней со дня принятия на работу гражданина Украины уведомить через телеинформационную систему - praca.gov.pl компетентный центр занятости о поручении ему работы. Несоблюдение вышеуказанных условий означает отсутствие возможности выполнять работу без разрешения на работу. Это положение призвано облегчить трудоустройство граждан Украины, мигрирующих в связи с вооруженным конфликтом, и в то же время предоставляет инструменты для мониторинга ситуации на местных рынках труда, - читаем мы в обосновании к проекту.
Гражданин Украины также сможет зарегистрироваться и быть признанным в качестве безработного или лица, ищущего работу, указанного в статье 2(1)(2) или (22) Закона Украины от 20 апреля 2004 года "О содействии занятости и учреждениях рынка труда" (Законодательный вестник 2021 года, статья 1100, с изменениями). Однако условие, указанное в ст. 2 ч. 1 п. 2 букв. б Закона "О содействии занятости населения и учреждениях рынка труда" (т.е. возраст до 60 лет - женщина или 65 лет - мужчина), не будет применяться к гражданам Украины.
Закон также предусматривает, что министр, отвечающий за труд, сможет путем принятия постановления определить количество граждан Украины, которым данный субъект сможет поручить работу, которое будет определяться по отношению к количеству всех лиц, которым этот субъект поручает работу, "руководствуясь соображениями национальной безопасности и общественного порядка, защиты местных рынков труда и принципом взаимодополняемости трудоустройства иностранцев по отношению к польским гражданам".
Закон также позволяет Добровольному трудовому корпусу выполнять задачи, указанные в Законе Украины от 20 апреля 2004 года "О содействии занятости населения и институтах рынка труда", в интересах граждан Украины в возрасте не моложе 15 лет и не старше 25 лет.
Право на льготы для лиц, легально проживающих в Польше
В соответствии с этим законом, гражданин Украины, проживающий на территории Республики Польша, пребывание которого на территории Республики Польша считается законным, будет иметь право на
- семейные пособия, указанные в Законе от 28 ноября 2003 года о семейных пособиях (Законодательный вестник за 2020 год, статья 111 и за 2021 год, статья 1162, 1981, 2105 и 2270),
- пособие на воспитание детей, о котором говорится в Законе от 11 февраля 2016 года о государственной помощи в воспитании детей (Законодательный вестник за 2019 год, поз. 2407 и за 2021 год, поз. 1162, 1981 и 2270), если он/она проживает с детьми на территории Республики Польша,
- пособие на хорошее начало, о котором говорится в положениях, изданных на основании статьи 187a Закона от 9 июня 2011 года о поддержке семьи и системе патронатного воспитания (Законодательный вестник 2022 года, поз. 447), если она/он проживает с детьми на территории Республики Польша,
- семейный капитал по уходу, о котором говорится в Законе от 17 ноября 2021 года о семейном капитале по уходу (Законодательный вестник 2022 года, поз. 2270), если она/он проживает с детьми на территории Республики Польша,
- субсидия для снижения родительской платы за пребывание ребенка в яслях, детском клубе или с дневным воспитателем, о которых говорится в Законе от 4 февраля 2011 года об уходе за детьми до 3 лет (Законодательный вестник за 2021 год, статья 75, 952 и 2270)
При определении права на семейные пособия в зависимости от критерия дохода, член семьи, который, согласно заявлению лица, претендующего на эти пособия, не находится на территории Республики Польша, не будет учитываться при определении душевого дохода семьи.
Право на льготы будет определено с даты въезда на территорию Республики Польша, если заявление на получение этих льгот будет подано в течение 2 месяцев, считая с даты въезда на территорию Польши. Если заявление подано после указанного срока, то право на пособие по воспитанию ребенка определяется с месяца, в котором было получено заявление.
Кроме того, государственный бюджет должен финансировать пребывание в приемной семье ребенка, который является гражданином Украины. В свою очередь, гражданин Украины, легально проживающий в нашей стране, сможет получать наличные и безналичные пособия, на принципах и в порядке, установленных Законом Украины от 12 марта 2004 года "О социальной помощи". Для этого он должен будет представить заявление о своем личном, семейном, доходном и имущественном положении. Однако собеседование по семейному окружению не будет проводиться, если не возникнет сомнений относительно содержания декларации.
Муниципалитет по месту жительства лица, претендующего на эти льготы, будет компетентен их предоставлять.
Помощь инвалидам
Закон также предусматривает возможность выделения средств Государственного фонда реабилитации инвалидов, указанных в статье 47 Закона от 27 августа 1997 года о профессиональной и социальной реабилитации и занятости инвалидов (Законодательный вестник 2021 года, поз. 573 и 1981), на мероприятия, адресованные гражданам Украины, пребывание которых на территории Республики Польша считается законным, на основании программ, утвержденных Наблюдательным советом PFRON (предлагаемая статья 16). Эти средства будут направлены гражданам Украины с ограниченными возможностями в соответствии с принципами, изложенными в программах, утвержденных Наблюдательным советом Государственного фонда реабилитации инвалидов.
Кроме того, средства Фонда солидарности, указанные в статье 6 Закона от 23 октября 2018 года о Фонде солидарности (Законодательный вестник 2020 года, поз. 1787), можно будет направить на реализацию программ, указанных в пунктах 1 и 5 статьи 7 настоящего Закона, направленных на граждан Украины, пребывание которых на территории Республики Польша считается законным. Эти средства будут направлены гражданам Украины с ограниченными возможностями в соответствии с правилами, установленными в программах, финансируемых Фондом "Солидарность" (ст. 33 проекта).
Правительство предполагает, что законопроект вступит в силу в день промульгации, начиная с 24 февраля 2022 года, за двумя исключениями, которые вступят в силу на следующий день после дня промульгации и с 27 марта.
Подробнее читайте на сайте Law.pl:
https://www.prawo.pl/kadry/zatrudnienie-uciekinierow-z-ukrainy-projekt,513814.html
*** Переведено с помощью www.DeepL.com/Translator (бесплатная версия) ***