Жалобы, заявления и претензии, поданные работниками, командированными в Польшу
Если работодатель нарушает трудовое законодательство, например, не выплачивает причитающееся вознаграждение, командированный в Польшу работник может подать жалобу в Национальную инспекцию труда или обратиться за защитой в суд.
Жалобы, поданные в Национальную инспекцию труда
В Национальную инспекцию труда можно подать жалобу, если работодатели, командирующие работников, нарушают трудовое законодательство, в том числе законы о гигиене и безопасности труда и о законности трудоустройства.
Если работник направляется в Польшу на срок до 12 месяцев, он может подать жалобу, если работодатель не обеспечивает условия труда, касающиеся:
- нормы и продолжительности рабочего времени, а также ежедневного и еженедельного отдыха,
- продолжительности ежегодного отпуска,
- вознаграждения за труд, включая вознаграждение за сверхурочную работу,
- гигиены и безопасности труда,
- защита беременных работниц и во время декретного отпуска,
- трудоустройство подростков,
- выполнение детьми работы или другой полезной деятельности,
- равное обращение и запрет дискриминации в сфере занятости,
- возмещение расходов на командировку с места работы на территории Польши, куда был направлен работник, на другое место работы на территории Польши или за ее пределами.
- по крайней мере, не менее благоприятные, чем те, которые вытекают из Трудового кодекса Польши и других положений, регулирующих права и обязанности работников.
Важно! Период в 12 месяцев, в течение которого работодатель, размещающий работника, должен обеспечить вышеуказанные условия, не менее благоприятные, чем те, которые вытекают из польского законодательства, будет продлен до 18 месяцев, если работодатель подаст мотивированное уведомление в Национальную инспекцию труда.
В случае долгосрочной командировки - более 18 месяцев, работник, командированный в Польшу, может подать жалобу в Национальную инспекцию труда, если работодатель не обеспечивает тот же набор условий труда, который гарантируется работнику, работающему у работодателя в Польше, в соответствии с общеприменимым трудовым законодательством, за исключением вопросов, касающихся:
- правил и порядка заключения и расторжения трудовых договоров
- правил и процедуры использования оговорок о неконкуренции
- профессиональных пенсионных схем и планов капиталов работников.
Временный агентский работник, направленный в Польшу, также может подать жалобу на:
- иностранного агентства временного трудоустройства или агентства по трудоустройству, которое наняло этого работника польскому работодателю-пользователю
- работодателя-пользователя в Польше, который использует этого временного работника, направленного к нему иностранным агентством по временному трудоустройству или агентством по трудоустройству
- иностранное агентство временного трудоустройства или агентство по трудоустройству, которое наняло этого работника работодателю-пользователю в том же или другом государстве-члене ЕС, в ситуации, когда этот работодатель-пользователь затем направляет этого работника в Польшу в рамках услуг, предоставляемых на территории Польши
- иностранный работодатель-пользователь, который выполняет услуги на территории Польши, используя временных работников, нанятых агентством временного трудоустройства или агентством по трудоустройству, и не соблюдает положения о предоставлении работы на территории Польши работникам, нанятым агентством временного трудоустройства или агентством по трудоустройству.
Такой работник может подать жалобу, если:
- условия занятости, гарантированные польскими положениями о трудоустройстве работников временных агентств, не были предоставлены этому работнику временного агентства, или
- этому работнику не был предоставлен тот же спектр условий занятости, вытекающих из коллективных договоров, правил и уставов, устанавливающих права и обязанности сторон трудовых отношений, что и для работников местных (польских) временных агентств
- работа была поручена в нарушение польских положений о найме временных агентских работников.
Обратите внимание! Жалобы, поданные работниками, командированными в Польшу, в Национальную инспекцию труда (PIP), также могут касаться:
- нарушения законности или интересов заявителей со стороны Национальной инспекции труда или ее сотрудников,
- халатность или ненадлежащее выполнение задач органами или сотрудниками Национальной инспекции труда
- длительное или бюрократическое рассмотрение дел.
Заявления, подаваемые в Национальную инспекцию труда
Любой человек может подать заявление в Национальную инспекцию труда, если считает, что выполнение ее задач может быть улучшено. Заявления могут касаться, в частности, улучшения организации, укрепления верховенства закона, упорядочения работы и предотвращения злоупотреблений.
Как подавать жалобы или заявления
Жалобы и заявления могут быть поданы в любое организационное подразделение Национальной инспекции труда (PIP):
- в письменном виде
- по факсу
- электронным способом: формы электронной жалобы и электронного заявления доступны на сайте www.pip.gov.pl.
- устно: лицо, принимающее жалобу или заявление, должно составить протокол, который подписывается этим лицом и лицом, подавшим жалобу или заявление.
Заявление или жалоба, поданные в Национальную инспекцию труда, должны содержать следующую информацию:
- полное имя лица, подающего заявление
- адрес (почтовый индекс, место, улица, номер дома и квартиры)
- предмет жалобы или заявления.
Важно! Жалобы не будут рассматриваться, если они не содержат вышеуказанных данных. Национальная инспекция труда не рассматривает анонимные жалобы (не содержащие полного имени и адреса). Если жалоба или заявление подается от имени другого лица, лицо, подающее жалобу, должно предоставить письменное согласие этого лица.
Гарантия анонимности
Национальная инспекция труда гарантирует анонимность работников, подающих жалобы, за исключением случаев, когда они дают письменное согласие на раскрытие информации о том, что в связи с жалобой проводится проверка. В некоторых случаях лицо, подавшее жалобу, может быть уведомлено о том, что жалоба не будет рассмотрена, если информация о том, что по жалобе проводится проверка, не будет раскрыта.
Порядок и срок рассмотрения жалоб или заявлений
Жалобы и заявления рассматриваются без неоправданной задержки, но не позднее чем в течение 1 месяца со дня получения. В обоснованных случаях этот срок может быть продлен до 2 месяцев.
В большинстве случаев подача жалобы в Национальную инспекцию труда приводит к тому, что органы инспекции проводят проверку организации, к которой относится жалоба.
Уведомление о результатах рассмотрения дела
Жалобы и заявления рассматриваются в письменном виде. По окончании проверки лицо, подавшее жалобу или заявление, уведомляется о результатах рассмотрения дела. Уведомление о результатах рассмотрения дела, возбужденного с помощью электронных средств, направляется по адресу корреспонденции, указанному лицом, подавшим жалобу, если это лицо не указало, что желает получать эту информацию другим способом.
Обратите внимание! Подача жалобы в Национальную инспекцию труда не лишает подавшего ее лица права обратиться с иском в суд по трудовым спорам.
Важно! Если перед подачей жалобы или заявления вы хотите проконсультироваться с кем-либо по поводу вашей правовой ситуации, вы можете обратиться в Национальную инспекцию труда, которая предоставляет бесплатные юридические консультации по трудовому законодательству.
Иски, поданные работниками, командированными в Польшу
В соответствии с польским законодательством, иски, касающиеся трудового законодательства, могут быть поданы либо в суд по месту жительства или регистрации работодателя, либо в суд по месту, где выполняется, выполнялась или должна была выполняться работа.
Если вы являетесь иностранным работодателем, проживающим в государстве-члене ЕС, иск против вас может быть подан работником:
- в суды государства-члена ЕС, в котором вы проживаете или учреждены
- в другом государстве-члене ЕС:
- в суд, обладающий юрисдикцией в отношении места, где работник обычно работает или последнего места, где он это делал
- в суд того места, где находится или находился филиал, нанявший работника, если работник не работает или обычно не работал в одной и той же стране.
Это означает, что командированный работник может подать иск против командировавшего его работодателя не только в суд по трудовым спорам по месту жительства (регистрации) этого работодателя, но и в суд по трудовым спорам в Польше. Польский суд по трудовым спорам также будет компетентным судом, если иск подается против работодателя-пользователя (польского или иностранного) и касается конкретного требования работника, временно командированного на территорию Польши.
Как подать иск
Образцы исковых заявлений в суд по трудовым спорам можно найти на сайтах районных или областных судов (офисы обслуживания клиентов).
Работники, подающие иски или стороны, подающие апелляции в суды по трудовым вопросам и вопросам социального обеспечения, освобождаются от уплаты судебных издержек.
Исключение составляют случаи, когда стоимость предмета спора превышает 50 000 злотых. В этом случае и работодатель, и работник должны уплатить пошлину в размере 5% от стоимости предмета спора или стоимости предмета дела за все судебные документы, подлежащие оплате пошлиной, но не более 200 000 злотых.
Виды исков
Работники, командированные на территорию страны ЕС, могут подавать иски, касающиеся права на надлежащие условия труда.
Важно! В случае претензий по поводу невыплаты вознаграждения за работу работнику, направленному для выполнения строительных работ или работ по обслуживанию зданий в Польше, работник может подать иск против:
- работодателя, направившего работника
- польского подрядчика, который является заказчиком, при определенных обстоятельствах, на основании солидарной ответственности.
Срок давности по искам
Иск работника к работодателю, как правило, теряет силу по истечении 3 лет с момента наступления срока исковой давности. Требование становится подлежащим удовлетворению, как только правомочное лицо получает возможность потребовать исполнения обязательства, т.е. как только работодатель должен исполнить это обязательство по отношению к работнику.