Католичество в Сибири
Статья опубликована на странице "Иркутский экспресс"В Сибири католики стали появляться с конца XVII в. Большая часть их прибывала не по своей воле - в качестве ссыльных жители польско-литовских земель, участники восстаний за суверенитет Польши и Литвы, восстания Тадеуша Костюшки (1795 год), ноябрьского восстания (1830 год), восстания крестьян под руководством священника Петра Сцегенного, восстания 1863-1864 годов и других; пленные первой мировой войны; в сталинский период - репрессированные поляки, украинцы, белоруссы, литовцы, латыши и немцы Поволжья.
Были католики, приезжавшие в Сибирь в поисках заработка: купцы, старатели. Большой прилив католиков вызвало строительство Транссибирской магистрали, создавшее много рабочих мест. Аграрная реформа Столыпина вызвала переселение больших масс людей с Запада, где было много населения и мало земли.
В 1806 году в Сибирь прибыли миссионеры монашеского ордена доминиканцев, в 1808 году они добились официального признания своего присутствия, и по Высочайше утвержденному штату для Иркутской и Томской губернии было назначено содержание за счет казны трех римско-католических священников. Через три года по специальному приглашению сибирского генерал-губернатора Пестеля, в Сибирь были вызваны монахи ордена иезуитов. Преемник Пестеля, генерал-губернатор Лавинский писал об этом так: "Вызывая в Сибирь монахов иезуитского ордена, он (Пестель) надеялся, что иезуиты будут там полезны для воспитания юношества, а также в политических сношениях с Китаем, где сей орден имеет своих миссионеров; почему испросил, чтобы число римско-католических священников было увеличено. Таким образом, в 1811 году назначено в Сибирь вместо трех шесть римско-католических священников иезуитского ордена, коим дозволено иметь постоянное пребывание в городах Иркутске и Томске". В Иркутске они появились в 1812 году. Настоятелем миссии был отец Марцелий Каменьский, с ним прибыли отец Винцентий Лашкевич, отец Тадеуш Потовский и монах Тадеуш Дроздовский. В 1814 году из Иркутска для организации миссии в Томске уехали священники во главе с отцом Каменьским и настоятелем иркутского прихода стал отец Лашкевич.
В 1814 году на территории иркутской миссии насчитывалось 1226 католиков, в 1815 году их численность сократилась до 972, а к 1819 году вновь увеличилась и составила 1265 человек.
По прибытии в Иркутск отцы-иезуиты построили маленькую деревянную часовенку и начали серьезную пастырьскую работу. Один священник всегда находился в Иркутске, остальные разъезжали по губернии, посещая католиков в местах их прибывания.
Иезуиты действовали в Сибири до 1820 года, когда за чрезмерную акитвность, царским указом, они были удалены за пределы Империи, и на должности католических священников в Иркутск и Томск прибыли члены бернардинского ордена. Они приехали с декретом архиепископа Могилевского, предписывающего образование прихода Успения Богородицы. Найдя построенную иезуитами часовню очень скромной, бернардины добились разрешения на постройку в Иркутске специального здания для католического храма. Это должна была быть деревянный костел в классическом стиле с колоннами и двумя ангелами. Ангелы находились около креста, поклоняясь ему. В 1825 году костел во имя Вознесения Божией Матери был построен на средства частных пожертвователей.
В 1820 году был учрежден Иркутский римско-католический приход. Он вобрал в себя территорию Иркутской губернии и Якутской области общей площадью 3 464 470 квадратных верст. К 1825 году здесь насчитывалось до 1400 человек католического вероисповедания. В течение всего XIX века, основным источником их появления в Сибири была каторга и ссылка. После восстания в Царстве Польском в 1830 году, тысячи его участников были отправлены в Сибирь на каторгу, на поселение или на службу в расквартированных здесь воинских частях. С этого времени поляки стали самой многочисленной группой среди католиков в Сибири. Через тридцать лет их число значительно пополнилось участниками польского восстания 1863-1864 гг. Из-за этого в обиходе костел стали называть "Польским", а не "Римско-католическим".
Отцы-бернардинцы работали в Иркутске несколько лет, а затем уехали в Литву. К исполнению пастырских обязанностей приступил священник из Ордена марианцев отец Кшиштоф Швермицкий.
Во время пожара 22-24 июня 1879 года деревянное здание костела сгорело. Швермицкий сразу же приступил к собиранию средств и утверждению проекта постройки нового храма. Автором архитектурного проекта стал известный иркутский архитектор Ян Тамулевич. Летом 1881 года на месте сгоревшего костела началось строительство нового, в кирпичном исполнении. Денег на строительство было недостаточно, но его начали в расчете на значительные поступления в дальнейшем. Строительное отделение Главного Управления Восточной Сибири (ГУВС) и Иркутский генерал-губернатор Анучин утвердили проект 26 августа 1881 года. К этому времени уже был готов фундамент и каменщики приступили к кладке стен. К концу 1881 года были возведены стены нижнего подвального этажа, где предполагались помещения для духовенства и церковной прислуги. Однако на этом строительство костела приостановилось. Произошло это "вследствие чрезмерного вздорожания цен на материалы и на заработную плату, а также вследствие оскудения пожертвований". Строительство продолжилось в 1883 году, исполнять технический надзор за ним был приглашен управляющий строительным отделением ГУВС архитектор барон Г.Розен. К концу 1884 года строительство костела было, в основном, завершено и 8 декабря в нем началось богослужение.
Главный алтарь "прекрасной ажурной работы из дерева" был выполнен по рисункам Войцеха Коперского в 1888 году. Он состоял из престола, над которым возвышались "до сводов три ажурные арки, опирающиеся на четыре такие же колонны. В средней арке, в ажурной раме Образ Матери Божией, а над ним крест. Все это выкрашено масляной под дуб краской". Главный алтарь, посвященный Успению Божией Матери, дал официальное наименование и всему храму: Иркутский римско-католический костел во имя Успения Пресвятой Девы Марии. По обеим сторонам от главного располагались боковые алтари, построенные в 1892 году. Правый с изображением Св. Иосифа, левый с распятием Иисуса Христа. Резного дерева кафедра для проповедей (амвон) была установлена в 1895 году. Для молящихся в зале стояли скамейки. Органа в Иркутском костеле не было, вместо него на хорах стояла фисгармония американской фирмы "Сторн и Кларк", выписанная в 1896 году из Варшавы.
Кшиштоф Швермицкий был настоятелем костела с 1856 по 1885 г. Так как только около четверти всех католиков его прихода проживало в Иркутске, ему приходилось много ездить по губернии. О своих прихожанах он писал так: они "состоят исключительно из поселенцев и каторжных... нет ни одной деревни, ни слободы, чтобы только исключительно одни только лица римско-католического исповедания были поселены, какой ли не были народности - поляки, литовцы, жмуйдины и немцы, их начальство поселяет по деревням между русским народонаселением... Мало прибывает католических семейств ...все почти холостые лица мужеского пола по большей части". С 1894 по 1911 г.число католиков в Иркутской губернии увеличилось почти в пять раз и составило почти 30 тысяч человек, за счет переселенцев из западных районов России. Они старались селиться вместе, и в наиболее крупных их поселениях строились католические часовни-каплицы.
Когда-то иркутский католический приход был самым большим в мире, ибо в его состав входила огромная Иркутская губерния. Потом были созданы новые приходы в Чите, Благовещенске, Хабаровске, Красноярске, Усолье-Сибирском, Слюдянке. В начале XX века была создана апостольская администратура для Дальнего Востока во Владивостоке.