Держись, Марыля!
Номер 51 (1069), 26 декабря - 2 января 2000
Автор - Валерий Мастеров
Марыля Родович, первая дама польской эстрады ворвалась на сцену, когда места там распределялись по партийной разнарядке. И сразу обратила на себя внимание. Еще бы! На фестиваль польской песни в Ополе вышла босиком. На восьмом месяце беременности пела в американских прокуренных залах, прикрывая живот гитарой. Когда во время гастролей в Ленинграде она попала в больницу, рождественскую елку для нее срубили у Кремлевской стены. Поди теперь, проверь. Сын польского премьера разбрасывал для Марыли цветы с вертолета, а отбивал певицу у сановного поклонника Даниэль Ольбрыхский...
Пожалуй, самое удивительное, что сегодня на ее концерты ломятся подростки. До сих пор популярны получившие когда-то Гран-при в Сопоте "Разноцветные ярмарки", включенные в телеэпопею "Старые песни о главном". 65 минут пела Родович в новогоднюю телевизионную ночь. А ее показанная по телевидению новая программа побила все рекорды популярности.
Как только ее не называли: "Мадонна СЭВ", "Звезда НАТО-бис", "Акула шоу-бизнеса"... Поэтесса Агнешка Осецка, автор многих исполняемых Марылей песен, любила повторять: "Это - Фауст в женском обличье. Ей нет износа".
"Фауст в женском обличье" примчала на встречу с вашим корреспондентом в отель "Бристоль" за рулем красного "Порше 911". Страсть Марыли к "колесам", тем более к спортивным моделям, известна всей Польше. Но когда через пару минут мы пили кофе и начали беседу, это была уже не автоамазонка, а мягкая, улыбающаяся и внимательная женщина.
- Вас не тяготит шлейф ярлыков, который тянется за вами?
- Не обращаю на это внимания. Прозвища подчас только смешат. Сама слышала: "Что еще за Мадонна? Ведь Мадонна была черноволосой еврейкой. Марыля совсем другая".
- Как вам удается столько лет быть в центре внимания?
- Если на меня не обращают внимания, я заболеваю. Когда вижу, что конкуренты слишком резво идут вперед, появляется много новых молодых артистов, меня это не размагничивает, наоборот, мобилизует. "Ответным жестом" я демонстрирую не утраченную способность удивлять. Я никогда не страдала отсутствием замыслов, и, к счастью, мне удается их осуществлять. Правда, теперь одними идеями не обойдешься - их реализация стоит дорого. Каждый большой концерт или программа - большие деньги. Но удается. Может, потому, что люди не скрывают ко мне симпатий, а это помогает убеждать спонсоров.
- Каждая ваша программа - представление, в котором участвуют зрители. "Марыся застольная" приглашала на деревенский праздник. В "Золотой Марыле" все было под стать благородному металлу. И вдруг - "Карнавал", который окрестили "славянской самбой"...
- "Карнавал" действительно оказался грандиозным зрелищем: польский современный балет, танцовщики с Кубы и Карибских островов, музыканты из Перу, хор из Лос-Анджелеса... Яркие краски, живописные костюмы, слившаяся со сценой публика - латиноамериканские ритмы сейчас в моде. И все получилось, хотя в программе был заложен большой риск. Но я люблю рисковать.
- Ни один ваш концерт не обходится без спортивных мотивов. И в "Карнавале" - футбольные куплеты. Откуда это?
- Все-таки я училась в Академии физического воспитания и серьезно занималась легкой атлетикой. В свое время даже стояла перед выбором: спорт или эстрада. Что касается "футбольных куплетов"... На матче Польша - Англия в Варшаве я услышала, как поет и скандирует публика. Музыкальная палитра оказалась богатой и включала даже гимн чемпионата мира. Я решила взять фрагмент "La Сора de la Vida" Рики Мартина и соединить его с другим очень популярным среди болельщиков припевом: "О-ле, о-ле, о-ле, о-ле! Мы не поддадимся!" Войчех Млынарский написал для меня слова, о наряде я сама позаботилась...
- Вас часто можно видеть на футболе. За кого вы болеете?
- Как варшавянка - за "Легию". Но во всеуслышание стараюсь об этом не говорить. Поеду в Катовице или Краков - местные фаны убьют. Поэтому охотнее хожу на матчи польской сборной, растворяясь в общей массе. Я очень люблю футбол. В этой игре-представлении мастерство исполнителей и борьбу характеров видишь как на ладони. А сколько эмоций! Без них футбол был бы тусклым, не притягивал бы к себе миллионы.
- Ваших детей спортивный вирус не заразил?
- Старший сын, которому двадцать один, завзятый болельщик, когда есть возможность - играет и сам с друзьями. 18-летняя дочь очень подвижна, хотелось, чтобы она играла в теннис, но лень вперед нее родилась. Ее интересуют мотоциклы и мотоциклисты. Она бегает в мотоклуб, разбирает и собирает технику, с ума сходит от "Харлеев", плакатами которых все стены в ее комнате оклеены. Самый младший, тринадцатилетний, погружен в компьютер, но предпочтение отдает спортивным играм - футболу и автогонкам.
- Большая семья вам не в тягость?
- Напротив! Все время тянет к себе. Муж - бизнесмен, так что люди мы занятые. Я стараюсь все сделать днем, чтобы хоть на ночь глядя, если нет концерта, посидеть дома со всеми вместе. Иногда даже лишаю себя заманчивых предложений. Например, в прошлую новогоднюю ночь, чтобы побыть со своими, отказалась от соблазнительного гонорара. (За один концерт Марыле предлагали 25 тысяч долларов. - В.М.)
- Известна ваша привязанность к лошадям...
- К сожалению, все меньшая. Два года назад, во время телевизионной программы, посадили меня на коня. Постановщики хотели, чтобы я в седле выехала на сцену под открытым небом. Вокруг тысячи людей, темнело, зажглись огни. В одной руке у меня - микрофон, другой - сдерживаю коня. Прямая трансляция. Рефлекторы, камеры, усилители - конь испугался и на дыбы, а я как раз должна начать петь. Едва удержалась в седле, наверное, благодаря публике, которая меня подбадривала: "Держись, Марыля!" Песню допела до конца.
- На одном из снимков я видел вас с рыболовными снастями...
- Если еду на концерт и вдруг вижу озерко, сразу срабатывает инстинкт рыбака: хорошо бы забросить удочку. Порыбачить люблю. Этого не отнять.
- Помню, в начале перемен в Польше вы сетовали на отсутствие работы. Вы нашли себя в новых условиях?
- Работы теперь у меня много. Публика меня вспомнила. Чем дольше пою, тем больше у меня на концертах молодой публики. Атмосфера горячая, дружная. Может, мои песни 70 - 80-х годов, которые я всегда включаю в концерты, оказались лучше нынешних? Мелодичные, написанные хорошими авторами, они выдержали испытание временем. Какая-то в них сила есть. Наверное, поэтому меня и пригласили в "Старые песни о главном". Как и у вас, здесь эти песни слушают и смотрят люди разных поколений.
- Можно представить себе совместный концерт Аллы Пугачевой и Марыли Родович?
- Почему нет? Вполне. У нас гуляла идея бенефиса: Вондрачкова - Родович - Пугачева. Мне кажется, это было бы любопытно.
- Интересуются ли еще в Польше русскими и советскими песнями, популярность которых начиналась со знаменитых фестивалей в Зелена-Гуре, где вы родились?
- Этот интерес исчез, как и культурный обмен между нашими странами. Наше радио советские и российские песни не передает. Никто из современной публики ваших новых звезд не знает. Да и Россия больше тяготеет к Западу - это видно по зарубежным звездам, что приезжают в Москву, которая когда-то восхищалась польской эстрадой. Но в застолье без русских и советских песен у нас по-прежнему не обойтись. Поэтому сердечный привет и новогодние пожелания всем, кто помнит и любит меня в России.
Варшава
ДОСЬЕ "МН"
Марыля Родович родилась 8 декабря 1945 года. На эстраде дебютировала в 17 лет. Студенткой стала солисткой музыкального ансамбля и студенческого кабаре. Ее заграничная карьера началась с третьего места на фестивале в Сочи. Дает тысячи концертов в стране и за рубежом. Обладательница многочисленных международных призов, государственных наград, почетных званий. Согласно опросу еженедельника "Политика", признана лучшей эстрадной певицей XX века в Польше.