Забытый сланцевый газ. По мере роста цен его добыча может окупиться
Надежды на добычу сланцевого газа в Польше угасли несколько лет назад, поскольку разработка месторождений была нерентабельной. Но сегодня, когда цены на газ на рынках достигли рекордных высот, возможность использования польского сланцевого газа может быть возобновлена.
Запасы природного газа в стране приобретают особое значение в период энергетического кризиса. Особенно в ситуации с таким резким ростом цен, какой мы наблюдаем с середины прошлого года.
Одним из решений может стать возврат к нетрадиционным месторождениям - то есть газу из сланцев и других пород. Эксперты все громче заявляют об этом, и Министерство климата и окружающей среды тоже не сопротивляется.
Кульминация интереса к сланцевому газу в Польше произошла почти десять лет назад. Это стало результатом присутствия многих инвесторов в нашей стране и очень оптимистичной оценки ресурсов Управлением энергетической информации США.
Бум сланцевого газа
По оценкам 2013 года, извлекаемые ресурсы сланцевого газа в Польше составляли 4,2 триллиона кубометров, что является крупнейшим внутренним ресурсом в Европейском Союзе. Это данные Европейской комиссии, основанные на оценках США.
В период с 2009 по 2015 год в сланцевых пластах Польши было пробурено 72 скважины. Целью концессий, выданных в то время, была разведка и выявление месторождений. Ресурсами заинтересовались польские и международные ресурсные компании.
Но, как напоминает нам сегодня Министерство климата и окружающей среды, ключевым допущением в ходе этого исследования было то, что польские сланцевые породы имеют такие же пластовые (технические) параметры и такое же количество метана, как и те, что встречаются в США и Канаде.
Однако результаты работы оказались не такими, как ожидалось. Это связано, в частности, с характером пород, встречающихся в Польше, и недостаточным содержанием газа на тонну породы. Кроме того, геологические условия оказались сложнее, чем ожидалось, а потенциальные запасы газа оказались глубже, чем предполагалось.
- Сравнивая основные геохимические, петрофизические и геомеханические параметры пород в Польше с теми, которые встречаются в лучших нефтяных бассейнах США или Канады, следует сделать вывод, что площадь, которая до сих пор рассматривалась как наиболее перспективная, должна быть значительно сокращена, только до небольших зон, считают сегодня в министерстве.
Вторым, и, возможно, самым важным фактором, сдерживающим работы по добыче газа из сланцевых пластов, является стоимость.
- Затраты на добычу оказались выше, чем ожидаемая прибыль от продажи полученного газа", - рассказал 300Gospodarka Петр Возняк, занимавший, в частности, пост главного геолога страны, а затем президента PGNiG.
В конечном итоге, ни один из инвесторов бума не начал коммерческое производство. Сегодня действует только одна концессия, направленная на выявление месторождений нефти и газа из сланцевых пластов. Еще в 2017 году таких концессий было 20.
Газ не только в сланцах
Петр Возняк подчеркивает, что "сланцевый газ" - это всего лишь лозунг. В действительности речь идет о природном газе, который искали в ордовикских и триасовых сланцевых формациях.
Для этого были пробурены скважины. Затем в скважинах был проведен гидравлический разрыв пласта. Он также используется в других породах - например, в песчаниках, алевролитах и каменном угле.
- Этот метод не сработал в сланцевых месторождениях, поскольку стоимость добычи газа была выше, чем прибыль, ожидаемая инвесторами. Однако еще во время сланцевого бума мы применили его в угленосных пластах, в концессии, принадлежащей шахте "Весола", говорит геолог.
Этот проект осуществлялся под руководством тогдашнего Министерства охраны окружающей среды. Она была прекращена из-за сложного технического сбоя, приведшего к резкому увеличению расходов.
Еще один проект такого типа был реализован PGNiG в концессии в Гиловицах под Пщиной. Компания построила там две газовые шахты и направила природный газ в сеть. После 2019 года проекты были остановлены.
Возвращение к гидроразрыву?
- Метод гидроразрыва пласта, применяемый в других породах, кроме сланцевых, имеет очень хороший эффект и должен использоваться в Польше на благо экономики. Конечно, его следует использовать не в каждой породе, а только в тщательно отобранных, потому что, как не все силурийские и ордовикские сланцы содержат природный газ, так и не каждая порода является газоносной", - говорит Петр Возняк.
По его мнению, особое внимание следует уделить угленосным породам. Тем более, что шахты по добыче каменного угля в Польше - за исключением Люблинского бассейна - являются метаноносными и, следовательно, подвержены серьезной опасности взрывов метана.
- Природный газ, добываемый из угольных пластов, имеет высокое содержание метана, что желательно с точки зрения его экономического использования. Без специальной модернизации она пригодна для закачки в сеть, добавляет геолог.
По его мнению, нет ни финансовых, ни технических причин не продолжать гидроразрыв пласта в угленосных породах.
Интересно, что сегодня в Польше действует 5 концессий на добычу метана, как основного полезного ископаемого, из пластов каменного угля. Кроме того, действуют 29 концессий на добычу метана как попутного полезного ископаемого и 1 концессия на разведку и поиск месторождений каменного угля и метана как попутного полезного ископаемого.
Нетрадиционный газ сегодня
Петр Возняк считает, что нынешние цены на газ меняют ситуацию и что необходимо провести повторный анализ ресурсов.
Однако переориентация на возобновляемые источники энергии не благоприятствует добыче ископаемого топлива в европейских странах. Даже когда поток газа из России сильно сокращается, эти страны склонны думать об импорте.
- Хотя первые признаки трезвости появились в Нидерландах, которые десять лет назад экспортировали около 40 миллиардов кубометров газа из своих исключительно богатых месторождений, в основном в Германию, влияние на внутренний рынок ЕС пока не отмечено, отмечает Петр Возняк.
Стоит отметить, что согласно Лиссабонскому договору, решения об использовании энергетических ресурсов находятся в компетенции государств-членов. Органы ЕС не вмешиваются напрямую в эту сферу.
Согласно последнему отчету Польского геологического института, технически извлекаемые ресурсы газа в сланцах в Польше составляют около 75,3-622,2 млрд. куб. м, а в шельфовой зоне - около 126,7-166,1 млрд. куб. м.
К категории нетрадиционного газа также относится газ, запертый в песчаниках. Здесь технически извлекаемые ресурсы оцениваются в 153-200 млрд. куб. м.
Доказанные извлекаемые балансовые ресурсы метана угольных пластов в 2021 году составили 106 660,94 млн м3 , также сообщает Институт.
Что необходимо сделать?
- В Польше самым важным является пересчет - за какой счет и в каком количестве можно добывать газ из нетрадиционных отечественных месторождений, подчеркивает Петр Возняк.
Министерство климата и окружающей среды также не полностью отказывается от возможности добычи газа из нетрадиционных месторождений.
- Постоянное и динамичное развитие технологии дает надежду на возможное снижение стоимости эксплуатации и повышает вероятность возобновления исследований и анализов для оценки ценности и возможности добычи сланцевого газа в Польше в ближайшем будущем, отмечает пресс-служба министерства.