1573 год. Варшавская конфедерация, начало юридически гарантированной религиозной терпимости.
Постановление, принятое 28 января 1573 года на Сейме созыва в Варшаве. В нем содержались положения, обеспечивающие свободу вероисповедания для дворян Республики. Он гарантировал безусловный и вечный мир между всеми, кто различался по вере, обеспечивал раскольникам равные права с католиками и защиту со стороны государства. Этот документ считается началом юридически гарантированной религиозной терпимости. В 2003 году текст Варшавской конфедерации был внесен в список ЮНЕСКО "Память мира".
Религиозная терпимость в Польше имела давние традиции. Уже в 1356 году король Казимир Великий утвердил обычаи, свободы и привилегии в богослужении и административных вопросах для армян-монофизитов. С другой стороны, в 1341 году он гарантировал последователям православной церкви уважение к их обрядам и обычаям. Польша стала первым многоконфессиональным государством в Европе, где королевский двор был католическим. Помимо православных и армян, терпимостью в Польше пользовались татары, жившие в некоторых городах и более многочисленных литовских деревнях, евреи и караимы турецкого происхождения.
После Сандомирского урегулирования диссиденты представили Сейму законопроект, гарантирующий свободу вероисповедания для всех, чтобы "каждый мог верить согласно своей совести" наравне с католиками и православными. Однако этот законопроект не прошел. 7 июля 1572 года умер последний из Ягеллонов, и протестантский лагерь, столкнувшись с новыми выборами, оказался без правовых гарантий для своей религии.
На Созывном сейме в Варшаве по просьбе протестантов комитет сейма под председательством епископа Станислава Карнковского 28 января 1573 года разработал проект закона о Варшавской конфедерации, который в религиозных вопросах гарантировал безусловный и вечный мир между всеми конфессиями; дворянам, королевским мещанам и другим свободным людям гарантировалось полное равенство, независимо от религии в публичном и частном праве.
Варшавская конфедерация сделала Польшу XVI века известной в Европе как "убежище для еретиков". Приверженцы различных конфессий, спасаясь от приговоров католических клерикальных судов и инквизиционных трибуналов, а также люди, не принадлежащие ни к одной конфессии и не признающие ни одной церковной организации, нашли убежище в стране.