1943 год. Акция под Арсеналом

В ночь с 18 на 19 марта 1943 года гестапо арестовало командира Хуфца Прага варшавских штурмовых групп Генрика Островского, псевдоним "Хеник". В его квартире немцы нашли взрывчатку, оружие и боеприпасы, а также записки, вероятно, содержащие адрес командира "Хуфки Полюдни" Яна Бытнара, псевдоним "Руди".
Ян Байтнар

Ян Байтнар по кличке Руди

Ян Бытнар был арестован вместе со своим отцом Станиславом во вторник 23 марта 1943 года в 4:30 утра и доставлен в тюрьму Павяк. Там, спустя всего 15 минут, начался жестокий допрос "Руди". Для того чтобы как можно быстрее добиться признания, его избивали плетьми и палками четыре человека из гестапо. В то же время в квартире Байтнара проводился обыск. В подвале они нашли, среди прочего, порванные немецкие флаги, диски с пороховым запалом, заговорщическую прессу, плакаты и листовки, а также марки для рисования на стенах знака "Борющаяся Польша".

Ян Бытнар был доставлен в штаб-квартиру гестапо в Варшавском районе, расположенную в здании Министерства религиозных культов и народного просвещения на проспекте Шуха. Новость об аресте "Руди" вызвала тревогу в "Серых полках". Все, чьи адреса он знал, и те, кто знал его адрес, были оповещены. В тот же день Тадеуш Завадский, он же "Зоська", командир штурмовых групп Варшавы, разработал план и укомплектовал группу, готовую совершить нападение на перевозку пленных .

Акция, получившая впоследствии кодовое название "Мексика I", была отменена в последний момент, когда члены подразделения уже заняли назначенные позиции возле Арсенала. Акция была отменена в последний момент, когда члены отряда уже заняли назначенные позиции возле Арсенала, поскольку не было получено необходимое согласие на ее проведение ни от командира дисциплинарного подразделения "Кедыв" штаба Внутренней армии Яна Киверского по кличке "Липиньский", который на несколько дней покинул Варшаву, ни от его заместителя Мечислава Курковского по кличке "Митек".

Между тем, в результате жестоких методов, использованных немцами во время следствия, "Руди" уже на второй день после ареста был доставлен в тюремную больницу Павяка с тяжелыми травмами и первыми симптомами уремии. Поскольку он уже не мог самостоятельно передвигаться, его на носилках доставили на следующий допрос на улицу Шуха.

Следующая операция по захвату Яна Байтнара проходила под кодовым названием "Мексика II". Информацию о перевозке пленных между проспектами Павяк и Шуча предоставил отряду Конрад Окольский по кличке "Куба", который был арестован немцами и освобожден незадолго до операции. В одном транспорте перевозилось около 20 заключенных. Согласно плану, разработанному Тадеушем Завадским, грузовик, ехавший с проспекта Шуча на Павяк, должен был быть атакован спереди бутылками с бензином сразу после того, как он свернет с улицы Длуга на улицу Налевки.

Поджог шофера и торможение машины должны были дать возможность уничтожить из стрелкового оружия двух конвоиров, сидевших в задней части машины, а затем освободить пленных. Если этот план не сработает, по машине должны были открыть последовательный огонь из двух пистолетов-пулеметов Sten. Сигналом к началу и окончанию действий должен был служить свисток командира. После захвата пленных участники должны были уйти пешком по улице Длуга в направлении Старого города.

Место нападения было выбрано очень тщательно. Своеобразное расположение улиц в этой части Варшавы означало, что автомобиль, едущий со стороны Театральной площади, должен был проехать два поворота один за другим. Поэтому на этом коротком участке пути водителю заключенного автомобиля пришлось значительно снизить скорость. Это увеличивало шансы остановить немецкий автомобиль, двигавшийся на большой скорости. Двадцать восемь членов штурмовых групп "Варшавы" были назначены для непосредственного участия в акции.

Из-за эмоционального участия Тадеуша Завадского командир "Серых полков" Флориан Марциняк по кличке "Новак" решил, что командование действиями по спасению "Руди" возьмет на себя командир Варшавской группы Станислав Броневский по кличке "Орша". Акция была проведена в пятницу, 26 марта 1943 года. Примерно в 13:45 новость о том, что "Руди" был среди заключенных, которых утром перевезли из Павяка в Шучу для допроса, передала Хелена Данилевич, псевд. "Лола".

Грузовик гестапо прибыл со стороны Театральной площади около 17:30. События развивались не по плану. Немецкий водитель грузовика, предупрежденный выстрелами "Зоськи" в задержавшего польского гранатометчика полицейского, вместо того, чтобы свернуть с улицы Беляньской на улицу Налевки, где на тротуаре со стороны проезда Симонса ждали члены секций "Sten I", "Sten II" и "Гранаты", поехал прямо по улице Длуга. Однако гестаповская машина уже не могла избежать нападения со стороны членов секции "Бутылки", которые находились ближе всего к перекрестку.

Первая бутылка бензина, брошенная Яном Родовичем по прозвищу "Анода", пролетела мимо кабины и упала на дорогу. Только после того, как третий снаряд попал в цель, лобовое стекло было разбито, и автомобиль начал гореть. Два немца, сидевшие в задней части машины, в течение нескольких минут защищали машину, которая остановилась за Арсеналом.

В ситуации затянувшейся перестрелки успех акции решила прямая атака под руководством Тадеуша Завадского, который вместе со своими коллегами побежал к машине.  Эугениуш Кечер по кличке "Колчан" открыл люк грузовика, из которого начали выпрыгивать освобожденные заключенные. В результате атаки был освобожден 21 заключенный, включая "Руди" и "Хениека". Почти половину освобожденных заключенных составляли женщины.

"Руди", который не мог самостоятельно передвигаться, был пересажен в эвакуационную машину, которая доставила его в санитарный пост на ул. Урсыновской, 46. Некоторые участники акции, отступая в Старый город, одна из отступающих групп была обстреляна немцами из варшавского штаба Бюро труда, расположенного во Дворце под четырьмя ветрами. Алексей Давидовский, псевдоним "Алек", был тяжело ранен в живот, но сумел остановить немцев метко брошенными гранатами.

Раненый "Алек" был помещен в остановившийся автомобиль, который в это время ехал по улице Длуги. Недалеко от Плац Красинскич машину догнал бронированный грузовик вермахта, который выехал на его дорогу. Во второй раз в тот день граната, брошенная Алексом Давидовским под ноги двум немецким солдатам, выскочившим из машины, позволила благополучно продолжить отступление.

Немецкая жандармерия и полиция с собаками добрались до Арсенала примерно через 20 минут после окончания акции. Общие немецкие потери составили 4 убитых и 9 раненых. Всего в операции "Мексика II" участвовало 29 человек, не считая персонала санитарного поста из трех человек и его страховки из пяти человек. Средний возраст участников акции "Арсенал" был около 21 года. Акция у Арсенала стала первой такой крупной уличной вооруженной акцией, проведенной польским движением сопротивления в оккупированной польской столице. Она была описана в книге Александра Каминского "Каменье на станке".

Ян Бытнар, состояние здоровья которого из-за тяжелых допросов было очень тяжелым, умер 30 марта 1943 года. В тот же день, несмотря на операцию, Алексей Давидовский умер от ран, полученных во время боя. Тяжело раненный в бою, Тадеуш Кшижевич, псевдоним "Буздыган", умер 2 апреля 1943 года. Во время акции Губерт Ленк был арестован в воротах доходного дома на улице Длуга фольксдойче Эрнестом Зоммером.

В тот же день он был доставлен в тюрьму в Павиаке. Через два дня после ареста он был избит гестаповцами во время допроса. Несмотря на пытки, он ни на кого не доносил, и следствие, проводимое немцами, зашло в тупик. В отместку за действия "Арсенала" 27 марта 1943 года во дворе "Павяка" были расстреляны 140 заключенных - поляков и евреев.

© 2000-2023 Polska.ru

«О Польше по-русски»

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика