Россия пытается создать для нелегальных мигрантов коридор из Калининграда. Польша вынуждена строить забор на границе

Источник: forsal.pl

Пограничный миграционный кризис на восточной границе все еще тлеет

Хотя забор на границе с Беларусью сослужил свою службу, трудно говорить о прекращении гибридных "мероприятий" России и Беларуси на нашей восточной границе. Мигранты все чаще выбирают литовский маршрут, и польское правительство с беспокойством относится к попыткам создать новый миграционный коридор из Калининграда

Данные, которые мы запросили у Пограничной службы (Погранслужбы), показывают, что стена на границе с Беларусью - хотя она еще не достроена - уже в значительной степени является эффективным барьером. - В прошлом году у нас было почти 800 попыток нелегального въезда в Польшу в день, сейчас - максимум 120, говорит лейтенант пограничной охраны Анна Михальска, пресс-секретарь пограничной охраны. Например, в октябре 2021 года было зафиксировано 17 454 попытки незаконного пересечения границы. В октябре 2022 года (точнее, до 23 октября) таких попыток было в 10 раз меньше. Напротив, сравнивая сентябрь 2021 года с сентябрем 2022 года, это число снизилось с 7667 до 1370.

В этом году белорусская сторона при поддержке России значительно расширила круг стран, из которых привлекаются нелегальные иммигранты. - За один месяц мы задерживаем иностранцев, граждан 40 разных стран. Если год назад это были граждане нескольких стран, в основном с Ближнего Востока, то сейчас это практически только африканские страны", - говорит Анна Михальска.

Пока без электроники

Статистика, представленная пограничной службой, является не только результатом установки физического барьера, но и фактом того, что Россия и Беларусь значительно сократили гибридную деятельность в этом районе по сравнению с прошлым годом. В то же время очевидно, что мы все еще далеки от нормализации ситуации. В предыдущие годы, когда нам не приходилось иметь дело с мигрантами на границе в больших масштабах, попытки незаконного пересечения границы были вообще единичными. За весь 2020 год было зарегистрировано 122, в 2019 г. - 20, а в 2018 г. - только 3.
Пограничники отмечают, что заграждение на польской стороне не завершено. - Напомню, что самый важный элемент - электронный барьер - еще не установлен. Благодаря этому мы сможем контролировать даже приближение к линии границы. Первые секции электронного барьера будут введены в эксплуатацию в начале ноября, а к концу года ожидается, что все секции будут введены в эксплуатацию", - говорит Анна Михальска из Пограничной охраны.

Эффектом полностью функционирующего барьера может стать открытие новых маршрутов миграции. Уже видно, что иностранцы начали выбирать маршрут через Литву. В этом году на участке границы с этой страной было задержано более 600 нелегальных иммигрантов, проникших в Литву из Беларуси. В 2021 году эта цифра составит 317. Но что сегодня серьезно беспокоит власть имущих, так это граница Польши с Калининградской областью. Недавно аэропорт Калининград-Чаброво подписал соглашения об открытом небе с так называемыми дружественными странами - Турцией, Сирией и Беларусью. Сайт Калининград.ру сообщает, что руководство калининградского аэропорта заявляет о готовности запустить сообщение с Турцией, Объединенными Арабскими Эмиратами, Египтом, Эфиопией и другими странами.

Политика в отношении Калининградской области

- Россияне уже предпринимали шаги по созданию новых миграционных коридоров, еще до недавнего польско-белорусского пограничного кризиса. Например, они изменили статус аэропортов на границе Эстонии и Финляндии, создав тем самым стимулы для перевозчиков и туристических агентств подавать заявки практически с любого направления. Однако до сих пор из этого ничего не вышло. Скорее, это такой жупел. То же самое сейчас происходит в Калининграде, но пока не похоже, что это выйдет за пределы стадии тестирования", - успокаивает профессор Мацей Дущик из Центра миграционных исследований Варшавского университета. По его мнению, запуск нового миграционного маршрута из Калининграда был бы "безумно рискованной идеей". - Во-первых, мы увидим этот возросший трафик и подготовимся к нему соответствующим образом, обеспечив безопасность нашей собственной границы. Во-вторых, если эти мигранты не пересекут границу с Польшей, то в маленькой Калининградской области, которая и так настроена резко антивоенно, будет не до них. Это может вызвать недовольство местных жителей, чего Путин, безусловно, хочет избежать, говорит эксперт.

Однако правящий лагерь рассматривает вопрос о том, нужно ли и как более надежно охранять нашу границу на участке с российским эксклавом. - Нам придется усилить наши войска на участке границы с Калининградом, возможно, построить пограничные укрепления, аналогичные тем, которые сейчас имеются на польско-белорусском участке", - сказал на прошлой неделе генеральный секретарь по вопросам права и юстиции Кшиштоф Соболевский в интервью Радио Один. Согласно нашим выводам, на данный момент решение правительства по этому вопросу не принято. - То, что там нет повышенной миграции - это замечательно, но на этот раз лучше поумнеть до этого события и подготовиться соответствующим образом. Тем не менее, даже если будет принято решение о строительстве физической стены, необходимо учитывать, что приближается зима. Поэтому проведение строительных работ может быть затруднено", - признает представитель правительства.

Поэтому пока мы пытаемся построить сеть датчиков и камер, тихо надеясь, что этого будет достаточно. - В государственном бюджете на следующий год предусмотрены расходы на строительство электронного барьера на польско-российской границе, напоминает Министерство внутренних дел.

Кто летит в Калининград

Чартерные самолеты AnadoluJet (часть Turkish Airlines) из Антальи приземляются в Калининграде пять раз в неделю. На данный момент это единственное международное сообщение - помимо рейсов из Беларуси - которое обслуживает калининградский порт Храброво. Однако тщетно искать информацию о них на сайте оператора.
С начала кризиса на польско-белорусской границе именно самолеты Turkish Airlines доставляли мигрантов в Минск. Однако в ноябре прошлого года перевозчик согласился приостановить продажу билетов в один конец для людей с Ближнего Востока, которые пытались попасть в Европу через Беларусь.

Вероятно, как и в случае кризиса на границе с Беларусью, мигранты также смогут добраться до Калининграда на белорусских авиалиниях "Белавиа". В 2021 году беженцы "Белавиа" прибыли, в частности, из Стамбула и Антальи. 25 октября, уже после появления сообщений о желании России спровоцировать миграционный кризис на границе с Калининградской областью, белорусская авиакомпания объявила, что с декабря будет выполнять рейсы из Дубая. До ноября прошлого года этот аэропорт также обслуживал мигрантов из Ирака, Йемена и Сирии в качестве транзитного пункта на пути в Европу.

Однако организаторов поездок становится все труднее отследить. Один из членов группы Facebook для людей, заинтересованных в эмиграции на Старый континент, рассказал в интервью DGP, что каналы, управляемые контрабандистами в приложении Telegram, теперь ввели проверку пользователей. - Вы должны отправить свою фотографию и голосовое сообщение, в котором вы говорите по-арабски. Если ты не выглядишь и не говоришь как араб, можешь забыть о доступе, говорит нам Хади (имя изменено - ред.).

Для властей стран региона такое сотрудничество с Россией выгодно. В начале мая турецкое правительство объявило, что работает над проектом, в рамках которого 1 миллион беженцев из Сирии "добровольно" вернутся домой. Президент Реджеп Тайип Эрдоган будет участвовать в парламентских и президентских выборах в следующем году, чтобы остаться у власти. Учитывая растущие антибеженские настроения в стране, избавление от части беженцев укрепит его шансы на победу.

Аналогичный механизм наблюдался в разгар польско-белорусского пограничного кризиса. Ливан, из которого в то время также осуществлялись рейсы мигрантов, стремился выдворить сирийских беженцев со своей территории. - Этому способствовали власти в Бейруте, поскольку ливанцы негативно относятся к сирийцам. Они очень недовольны тем, что ЕС не хочет их принимать. Они считают, что именно западные страны спровоцировали войну в Сирии, поэтому на них лежит моральная ответственность за решение этой проблемы, объяснил DGP в сентябре один европейский дипломат.

Каролина Вуйчицка

Ещё на сайте

Сенат признал Россию террористическим режимом. Почему это так важно? (27.10.22)

Путин и Гитлер. Дороги к войне.Статья из цикла «История без цензуры»

© 2000-2022 Polska.ru

«О Польше по-русски»

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика