Как передвигаться на общественном транспорте по Варшаве

Польша.ру > Туризм > Путеводители
 
Автор статьи: Инга Степанова
E-mail: ductrou@mail.ru
 

    Я москвичка (была с рождения до недавнего времени), теперь живу в Варшаве. В первое время для перемещений по городу я пользовалась исключительно такси, но когда езда на такси по Варшаве стала отражаться на семейном бюджете (это дороже, чем в Москве, где-то в два раза) и необходимость перемещаться подешевле встала во весь рост, я стала судорожно искать на карте Варшавы метро, ибо имела стойкое предубеждение к трамваям и автобусам, как к средству передвижения по городу - долго ждать и потом толкаться в полном автобусе, вися под потолком на одной руке и стараясь проследить за своей сумкой и карманами одновременно. Однако выяснилось, что до ближайшей станции метро пешком дойти было невозможно, и туда, куда мне было надо, метро не ходит... При более тщательном изучении карты мне стало понятно, что в Варшаве ОДНА (!), единственная и неповторимая линия метро, начинающаяся в центре города и идущая куда-то на юго-восток с конечной остановкой около леса Кабацки (Kabacki).... Естественно, мне на юго-восток Варшавы, а тем более в лес было не надо....
    Деваться было некуда, но прежде чем выходить из дома, я решила изучить по плану города маршруты общественного транспорта, проходящие рядом с моим домом. И - о ужас!- не нашла ни одного номера трамвая или автобуса (в Варшаве троллейбусов нет), совпадающего с номерами, указанными на улице, куда мне нужно было попасть... Однако план города, который я изучала, видимо, был составлен людьми, понимающими проблемы приезжих.
    Советую сразу же по прибытии в Варшаву купить этот план. Называется он "Ksiazkowy plan Warszawy" (книжный план Варшавы) - такая книжечка желтого цвета на пружине; издается только по-польски (причины этого остались для меня загадкой).
    В принципе, этот план города можно найти везде, где увидите какие-либо карты, но если сразу не обнаружите, советую доехать от вашего отеля до центра города (centrum) на такси и попросить водителя высадить вас на ул. Маршауковской (ul.Marszalkowska) рядом с большим книжным магазином "Эмпик" (Empik). Можно просто сказать "Эмпик на улИце Маршауковска, центрум). Обязательно скажите эту фразу целиком, т.к. "Эмпик" - целая сеть магазинов, и в центре их два или три. Тот магазин, куда я вас посылаю, по-моему, самый большой, и эту карту вы точно там купите (на втором этаже), а еще там есть русско-польские разговорники и учебники польского для русских - полезно уметь хотя бы правильно читать по-польски названия улиц, чтобы попробовать спросить у прохожего, где это, если вы потерялись, или удостовериться, что трамвай, в который вы садитесь, идет до нужной вам улицы.
    Далее поступаете так. Ищите нужную вам улицу в списке улиц, где написано, на какой странице и где конкретно на странице вы ее найдете. Обозначено это примерно так: "Akurat 14 k22". Я почему-то сначала не могла понять, что это, т.к. привыкла, что в русских картах указывается квадрат, где потом можно долго искать нужную улицу, а в этом плане указывается точка, как в морском бое "k22", т.е. сверху и снизу каждой страницы стоят цифры, а справа и слева - буквы в алфавитном порядке. Так что благодаря этой системе, найти нужную улицу на карте - дело тридцати секунд.
    Найдя улицу, куда вам нужно попасть, вы смотрите, не проходят ли по ней (или по рядом прилегающим улицам) трамваи - красные линии с номерами, автобусы - голубые линии с номерами. Выписываете эти номера на бумажке. Далее находите на карте место, где вы находитесь, и смотрите, не совпадают ли номера маршрутов, проходящих рядом с вами, с теми, что вы выписали. Если совпадают - вам остается только найти близлежащую остановку; а если нет - то возвращайтесь на страницу с нужной вам улицей и проследите по линиям, куда идут нужные вам автобусы и трамваи, и обязательно найдете где-нибудь на пересечении с большими улицами (они обозначенны желтым цветом) номер проходящего рядом с вами автобуса или трамвая. Имея некоторый опыт можно обратиться к описаниям маршрутов, находящихся в этой книге-карте за списком улиц, и методом сравнения маршрутов найти нужное место пересадки.
    Не пугайтесь, это не сложно. Это говорю вам я, страдающая "пространственным идиотизмом". При описанной мной системе ориентировки есть только одна опасность - поехать не в ту сторону. Как вы уже догадались, я уже пару раз каталась на автобусах до конечной и обратно. Но это нестрашно, т.к. самое большое преимущество Варшавы перед Москвой - это очень маленький город. Поэтому от центра до конечной какого-нибудь автобуса - где-то 20 мин. (если нет пробок), и как туристу вам может быть интересна такая экскурсия по городу. И в любое место от центра можно добраться за 30 мин. со всеми пересадками (мне всегда почему-то приходится пересаживаться только один раз), со всеми ожиданиями и преодолением расстояний пешком. Но это при условии отсутствия пробок.
    И еще одно ценное замечание: на обозначенных в карте линиях маршрутов автобусов и трамваев вы заметите жирные точки, а вдоль улиц на карте время от времени указаны номера домов. Это поможет вам быстро сориентироваться, на какой именно остановке лучше выйти. И имейте в виду, что расстояние, называемое "остановкой", в Варшаве может занять три минуты проезда. Вы сами сразу поймете, что много времени поездка на общественном транспорте не занимает, т.к. никто в трамваях и автобусах не читает, а тем более не вяжет.
    Очень советую вам пользоваться трамваем, если есть такая возможность, т.к. стояние автобусов в пробках - явление обыденное, а вот для трамваев выделена центральная часть улицы, по которой никто больше ездить не может, да и не сможет при всем желании, т.к. рельсы не утоплены в проезжую часть (кроме перекрестков, разумеется). Плюс к этому существует немалый штраф для водителей, если они помешают трамваю проехать.
    Честно говоря, практика езды на трамваях меня повергло в приятный шок. Их огромное количество: по каждой центральной улице ездят минимум 5-6 линий трамваев, причем скучать на остановке вам не придется: надо внимательно следить за номерами постоянно подъезжающего транспорта. Если вы все-таки несколько заскучали, можно подойти к висящим желтым листам с номерами маршрутов, где вам сообщается, во сколько ожидается следующий трамвай нужного вам маршрута. И как ни странно, опоздания бывают максимум на три минуты!
    Как правило, маршруты трамваев в центре города представляют собой прямые, пресекающиеся под прямым углом линии. Редко когда трамвай поворачивает налево или направо, хотя, конечно, и такие тоже есть. Поэтому если вы нашли трамвай, который поворачивает на нужную вам улицу, но его нужно долго ждать (максимально 15 мин., согласно вывешенному расписанию), лучше сесть на любой другой, идущий прямо, а потом на перекрестке пересесть на трамвай, идущий перпендикулярно - будет быстрее.
    Вообще варшавские трамваи производят сильное впечатление: по прямым длинным аллеям они несутся с дикой скоростью, сравнимой с поездкой на скоростном поезде. Поэтому всегда держитесь за что-нибудь в трамваях - тормозят они тоже очень круто, и не только когда едут с большой скоростью. Может это связано с техническими характеристиками управления трамваем (они совсем не такие, как в Москве), но никакого плавного торможения и мягкой остановки не ждите.
    Все трамваи - "двойные", и советую вам садиться во второй вагон, т.к. там всегда меньше народу, чем в первом. Кстати, очень редко вам встретится действительно набитый битком трамвай - вагонов так много, что чисто статистически они, наверное, смогут перевезти все население Варшавы одновременно, причем толчеи в трамваях не будет... Ну а если вы все-таки заберетесь в набитый трамвай, то для того, чтобы выйти, легонько подтолкните стоящего впереди человека, сказав "пшепрашам" ("извиняюсь") и стараясь протиснуться вперед. Так делает подавляющее большинство поляков. Очень редко я слышала, когда варшавянин спрашивает, как москвичи: "Вы выходите на следующей?" Они просто толкаются, но нежно. Если стоящий впереди человек тоже выходит, то на ваш толчок он, как правило, тоже ничего не отвечает, а совершает стремительное движение вперед к выходу, в редком случае что-нибудь ответит - это будет однозначно сообщением о том, что он тоже выходит. Сначала это толкание меня сильно раздражало, но раздражение прошло, когда я научилась говорить "тэж выщядам" ("я тоже выхожу"). Учитывая, что в трамваях в середине находится две большие двери плюс по одной с каждой стороны, никто заранее к выходу не готовится, просто при открытии дверей все выходящие стремительно продвигаются к выходу, расталкивая всех невыходящих и повторяя "пшепрашам-пшепрашам". При этом никто ни на кого не сердится.
    Автобусов в Варшаве так же много, как и трамваев, и на автобусных остановках тоже висят расписания, но опоздания встречаются чаще, и могут превышать 5 минут (это все из-за пробок). Это в основном такие же большие желтые "Икарусы", как в Москве, однако их потеснили новые супер-автобусы (марки "Mercedes-Urbino") по типу тех, которые ходят в аэропорту Шарль де Голль в Париже. В них иногда вместо обычных компостеров установлены электронные, указывающие дату и время компостирования билета.
    Как правило, автобусные остановки длиннее трамвайных, и есть также т.н. экспрессы под номерами 500 с чем-нибудь, однако эти автобусы отличаются от обычных только более длинными остановками, причем за пределами центра Варшавы они могут останавливаться так же часто, как и другие линии. Настоящие экспрессы - это маршруты, начинающиеся с буквы "Е", например "Е-2". На такие лучше не садиться: что называется, не лезь в воду, не зная броду. Сначала точно узнайте, где такой автобус останавливается...
    С автобусами мой метод ориентировки по карте может дать "маху", т.к. в Варшаве очень много улиц с односторонним движением, и на карте вы можете иногда увидеть небольшую стрелку вместе с номером автобуса - это значит, что по этой улице указанный автобус едет только в одну сторону. И не всегда мне удается разобраться, а по какой улице он идет обратно... Так что смотрите внимательнее.
    Что касается оплаты проезда - лучше сразу покупать либо "билет едноднёвы" (bilet jednodniowy) - на день, либо "билет тыгоднёвы" (bilet tygodniowy) - на неделю, т.к. с билетом "едноразовым" вы можете проехать только один раз в один конец, как в Москве. Билет на целый день стоит 7,20 злотых, а одноразовый - 2,60, поэтому если вы собираетесь проехать хотя бы три раза на общественном транспорте, то вам выгоднее иметь билет на один день.Самый выгодный билет для туриста - недельный, т.к. он стоит 26 злотых, а действует 7 календарных дней (26 делим на 7, получаем 3,7 злотых на день)."
    В самом первом автобусе или трамвае вы пробиваете однодневный или недельный билет и тщательно храните его до конца действия. Но не думайте, что с одним прокомпостированным однажды однодневным билетом вы сможете кататься целую неделю! Набор штырей в компостерах меняется каждый день, а контролеров в транспорте достаточно для вероятности попасться с таким билетом. Ну а если вам вдруг нужно задержаться в Варшаве надолго, и вы приехали в первых числах месяца, то сразу покупайте "билет мещенчны" (billet miesiecny) (как наш московский "единый", действует строго в указанный месяц). Он стоит 63 злотых: делим на 30 дней, и ваш одноневный билет стоит уже 2,1 злотых - меньше, чем одноразовый билет. Имейте в виду, что месячный билет именной, поэтому сразу после покупки такого билета вы должны написать на нем ваши имя, фамилию и номер паспорта, и демонстрировать контролеру исключительно вместе с паспортом, иначе билет считается недействительным.
Если вам нужно все-таки поехать на метро, то имейте в виду, что просто отдельных билетов на метро не существует. Есть специальные магнитные билеты для прохода через турникеты в метро, но они одновременно являются одноразовыми билетами на наземный транспорт - такие маленькие картонные билетики желтого цвета с магнитной полосой на обороте, которые тоже надо компостировать в трамвае или автобусе, если вы его уже не использовали в метро. И есть такие же билетики голубого цвета, которые действительны только при предъявлении однодневных, недельных или месячных билетов на наземный транспорт, и должны в принципе выдаваться вместе с таковыми при покупке. Однако эти билетики вам просто так не дадут, если специально не попросите, т.к. они совершенно не нужны: в метро обязательно есть турникет, на котором всегда горит зеленый свет и через который все и проходят. При этом имеются и закрытые турникеты, в которые можно запихнуть этот самый специальный билет на метро и пройти, но никто никогда этого не делает (для меня это осталось загадкой - зачем держать турникеты закрытыми, если вам никогда не дают для них билетов?). Ради любопытства при покупке однодневного (недельного) билета можете попросить билет на метро - на вас странно посмотрят, но дадут, если есть, а если продавец пустится в пространные объяснения, знайте, что он вам пытается объяснить, что вы можете спокойно без этого билета на метро обойтись, имея одноневный или недельный.
    Следующая странность варшавского метро: имеющиеся на входе кассы, как правило, всегда закрыты. Так что купите билет заранее в любом газетном киоске и поступайте с метро как с любым другим наземным общественным транспортом: если у вас есть непрокомпостированный однодневный (недельный) билет, то вы обязаны его прокомпостировать на входе в метро и потом уже нигде больше не компостировать. Оглядитесь внимательнее на входе (в вагонах никаких компостеров нет!) и увидите либо такие же компостеры, как в трамваях и автобусах, либо электронные. Их много, и вы наверняка не будете единственным, кому нужно прокомпостировать билет - делайте все как варшавяне.
    И еще про билеты. При покупке вас наверняка спросят: "нормальный" ли билет вам нужен? Вы говорите "так", потому что "ненормальный" (ulgowy - ульговы) - это льготный, а вы на льготы права не имеете. Но вам могут продать вместо одного "нормального" билета два льготных. Берите и не махайте руками, что вам нужен только один, а при первой поездке обязательно прокомпостируете оба. Про билет на месяц вас могут спросить еще, нужен ли вам "мейски" (miejski; городской) или же "щечёвы" (sieciowy; сетевой - для поездок в городе и за городом). Такие же "щечёвые" билеты есть на день и на неделю, так что если вы остановились за городом, имейте в виду, что использование автобусов с номерами 700 обязывает вас покупать именно эти билеты, и стоят они, естественно, дороже.
    Ну а в заключение - про такси. Все тоже не так, как у людей... то есть у сумасшедших москвичей. Во-первых, понятия "словить частника" в Варшаве не существует. Никто, кроме такси, вас за деньги никуда не повезет. Во-вторых, такси тоже гораздо больше, чем в Москве (статистически на душу населения, конечно), однако не нужно представлять, что вы будете, как в американских фильмах про Нью-Йорк, лихо свистать свободное такси, которое так же лихо к вам подкатит. Нет такого. Все водители такси сосредоточенно смотрят на дорогу и куда-то быстро едут, не высматривая потенциальных клиентов на дороге. Также вы не встретите и варшавян, голосующих такси на улицах. Мне поначалу было очень удивительно все это наблюдать, пока я не поняла, что варшавское такси работает исключительно по телефону. Из любого места, где вы находитесь, вы можете позвонить по мобильному или, на худой конец, из автомата и вызвать такси. То есть место встречи может быть, например, памятник Копернику. Вас обязательно спросят номер телефона, но вы можете объяснить все начистоту, и вам все равно "подадут машину", выражаясь московским языком.
    Все это называется "радио-такси", и все диспетчеры на телефонах обязательно говорят по-английски. Конечно же, можно найти стоянку такси - их тоже немало в Варшаве, особенно в центре, можно все-таки попробовать заманить проезжающее свободное такси. Имейте в виду, что если вы увидите зеленый или оранжевый огонек на лобовом стекле - это не знак того, что именно эта машина свободна и можно попробовать ее остановить, а наоборот - означает, что таксист едет по вызову. Но даже если случится так, что остановленный вами таксист едет по вызову, он охотно согласится вызвать для вас другую машину у диспетчера по радио, так что для страдающих страхом говорения на иностранных языках есть выход! Да, и если будете искать в справочниках телефоны радио-такси, имейте в виду, что по-польски такси называется "таксувка" и пишется "taksowka".
    Варшавских корпораций радио-такси - как "собак нерезанных", наверное, около 50. Наряду с ними существуют те же самые "частники", которые разукрашивают свою машину точно таким же образом, что и "фирменные" такси, и вешают точно такие же фонари на крышах. Отличить частное такси от машины, принадлежащей фирме, сможет только наметанный глаз варшавянина, т.к. нужно действительно немало поездить на такси, чтобы точно знать, что написанные на фонаре телефоны радио-такси действительно существуют в природе. Варшавяне считают, что эти частники дорого берут и часто обманывают манипуляциями с счетчиками, и это правда, т.к. один и тот же маршрут у меня стоит по-разному у одной и той же группы частников, тусующихся рядом с моим домом, при том, что цены за километр у них одинаковые... Самое дешевое радио-такси в Варшаве стоит 1,60 злотых за километр днем (например, MPT, тел. 919), а частники всегда берут 2 злотых, при этом за посадку они обязательно сдерут с вас 5 злотых, тогда как общая такса за посадку для радио-такси - 3,60 злотых. Радио-такси никогда ничего не просит за вызов, однако тоже может стоить 2 злотых за километр. Так что решайте сами, стоит вам экономить, тщательно выбирая такси, или нет. С 22 ч. до 8 ч. утра, а также в праздничные и выходные дни эта цена увеличивается на 50%. Кстати, имейте в виду, что когда машина стоит, то счетчик не работает, т.е. пробки для пассажира - не проблема для кошелька. И как вы уже поняли, договариваться заранее о цене проезда или торговаться с таксистом в конце маршрута - полный нонсенс для Варшавы. Не знаю, правда, что будет, если вы заплатите полцены, хлопните дверью и уйдете, но полиции на улицах очень много - столько, сколько в Москве гаишников (ой, простите, гббдэшников...), и ходят они парами...
    И для курильщиков. Как правило, в частных такси всегда можно курить, а вот в радио-такси, если запрет не обозначен знакомой всем табличкой, а вам невмоготу терпеть, лучше спросите: "Можна паличь?" (mozna palic). Нет - будет "не" (nie), да - будет "так" (tak). И еще немного польского: налево и направо будет так же - "налево и направо" (nalewo, naprawo), прямо - "просто" (prosto), здесь - "тутай" (tutaj), там - "там" (tam), на углу - "на рОгу" (na rogu).
Варшавские таксисты, как правило, всегда доброжелательны и услужливы, на них можно рассчитывать, если вам нужно что-то найти в городе. Они первые, кто дал мне понять, что русских в Варшаве ну уж никак не ненавидят, а относятся, по крайней мере, спокойно, и даже иногда любят (или жалеют). При моем сообщении, что я "россиянка" ("rosjanka" - это по-польски значит "русская"), таксисты реагировали стараниями говорить по-русски и воспоминаниями, как они когда-то были в Москве, т.е. все симптомы доброжелательного приема иностранца были налицо. Так что не скрывайте, что вы из России и не бойтесь разговаривать на улицах по-русски, но не ждите, что можно пробовать говорить по-русски с любым поляком - они, конечно же, все русский в школах учили, но это было давно, да в школе, т.е. понять-то они, может, и смогут, но сказать что-то - вряд ли. Так что готовьтесь чаще говорить все-таки по-английски, особенно с молодым поколением. Как правило, поляки по каким-то только им понятным признакам определяют, что вы говорите по-русски, и предлагают сами перейти на русский, если они его знают.
    И на последок о том, как дешевле всего доехать из аэропорта или с железнодорожного вокзала. Если вы прилетели в Варшаву на самолете, не соглашайтесь на предложения такси сразу на выходе из зоны прилета, иначе вы заплатите в 5-6 раз больше, чем на самом деле стоит такси из аэропорта. Это частники, ловящие "чайников", не знающих, что варшавский аэропорт находится на территории города и доехать до центра стоит где-то 20-25 злотых (частники дерут за тот же маршрут по 80-100 злотых). Идите на улицу и там увидите стоянку такси, которые довезут вас до нужного места по официальным расценкам. Имейте в виду, что с таксистом можно расплатиться долларами, поэтому не тратьте время в аэропорту на обмен долларов на злотые, однако имейте с собой однодолларовые купюры, если не хотите переплачивать за такси - таксист вряд ли даст вам сдачу, если вы будете платить долларами, хотя мне однажды дали...
    Иначе дело обстоит с железнодорожным вокзалом "Варшава центральна", который находится прямо в самом центре города и на которой лучше всего выходить по приезде в Варшаву, а не ехать до опасной "Варшавы всходней". Там много всяких выходов на улицу, разобраться приезжающему тяжеловато и, как правило, на всех выходах вы встретите очередь частных такси, которые объявят вам цену в два раза дороже, чем это стоит на самом деле. Если вам не очень далеко ехать - попробуйте поторговаться (хотя вряд ли у вас это получится), а если далеко - то посмотрите по сторонам и определитесь, в каком направлении вам нужно двигаться по подземному переходу, чтобы выйти к знаменитой сталинской высотке, на которой установили "часы тысячелетия", точно такой же, как любая другая сталинская высотка в Москве. Не увидеть ее невозможно - она возвышается прямо над вокзалом, и для меня является географическим обозначением центра города. Это Palac Kultury i Nauki [пауац культуры и науки] или по-русски "дворец культуры и науки", т.е. в переходе внимательно читайте указатели и ищите соответствующие надписи и идите по стрелке. Имейте в виду, что по-польски "двожец" (dworzec) означает также "вокзал", не перепутайте. Около этой высотки находится несколько стоянок нормальных корпораций радио-такси по обычным ценам, и там всегда стоит, по крайней мере, пяток машин. Даже если у вас тяжелый багаж, советую все-таки преодолеть эту сотню метров - это не так страшно, как "черт малюет" в некоторых рассказах, а вы можете сэкономить порядка 50 злотых, если вам далеко ехать. В этом переходе всегда циркулирует полиция и подозрительных типов встречается ровно столько, сколько в любом другом переходе. И не надо представлять себе подземные переходы под площадью трех вокзалов в Москве - здесь это гораздо более миниатюрно, малолюдно и цивилизованно. Тем более что этот переход - самый обычный, по нему варшавяне добираются до трамвайных путей.
    Положа руку на сердце, днем рекомендую кататься исключительно на автобусах и трамваях: никаких отрицательных эмоций или особых неудобств вам это не принесет, сэкономите много денег и времени.
    Расстояние, за которое московский частник возьмет 30 рублей, а московский таксист - 50 рублей, стоит в Варшаве 10-15 злотых, что в данный момент (февраль 2001 г.) соответствует 70-100 рублям (курс злота к доллару, а также к рублю, вы можете посмотреть на сайте OPENKontakt -www.ok.bia.pl). Но будьте бдительны: говорят, в Варшаве гораздо больше карманников в транспорте, чем в Москве. Особенно в варшавском районе "Прага", где располагается вокзал "Варшава Всходня" (в рекомендованной мною карте все районы обозначены). Держите деньги и документы в недоступном месте, снимайте со спины рюкзак, и все будет в порядке. И уж вечером, после 23 ч., не жадитесь и вызовите такси, т.к. говорят, что на ночных автобусах ездить опасно: входят бандиты и отбирают все ценное у всех присутствующих пассажиров. И вообще, циркулируют слухи, что личная безопасность на улицах в Варшаве на более низком уровне, чем в Москве, как ни странно. Слава богу, пока я с этим не столкнулась (наверное, только потому, что после 23 ч. езжу на такси), но все-таки надеюсь, что это только слухи.

    Вот несколько телефонов самых популярных такси по вызову:
        919 MPT (самая популярная) (общий номер для всей Польши (прим. ред.)
        96-64 Top Taxi
        644-44-44 Sawa-Taxi (исключительно марки "Mercedes")
        646-46-46 Grosik-Taxi
        96-28; 627-27-28 Partner-Taxi
        96-21 Taxi-Plus
    (Такси можно заказать и через проводников фирменных поездов "Варс", ещё на подъезде к Варшаве - прим. ред.)
 


Реклама:

 Рейтинг@Mail.ru